Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Основной вопрос философии

Субъектно-объектным связям, являющимся предметом философского знания, посвящен так называемый основной вопрос философии.



Этот вопрос формулирует Фридрих Энгельс в работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
В ней он пишет: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21. – С. 232).


В этом вопросе Ф. Энгельс выделяет две стороны. Первая сторона представлена вопросом, что первично: дух или природа, сознание или материя? Творит ли сознание объективный мир или, напротив, сознание появляется в процессе длительного развития материи?


Философы, в зависимости от того, как они отвечали на первую сторону основного вопроса философии, разделились на два больших лагеря. “Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, ...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма” (там же, с. 283).


Здесь имеет смысл обратить внимание на то, что само различение противоположных мировоззренческих позиций, материализма и идеализма, сложилось в философии задолго до Ф. Энгельса, т.е. ошибочно считать, что Ф. Энгельс формулировал основной вопрос философии ни на что не опираясь, на пустом месте. Так, немецкий философ Ф. Шлегель писал: “Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю” (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. – Т. 1. М., 1983. – С. 104–105.)


Более того, основной вопрос философии нашел отражение в художественном творчестве. В своей поэме «Дон Жуан» Д. Байрон писал:


Возник ли мир по ветхому завету


Иль сам собой, без божьего труда, –


Мыслители не вскрыли тайну эту


И, может быть, не вскроют никогда,


Но мы недолго странствуем по свету


И все однажды явимся туда,


Где очень точно все узнаем – или


Навеки успокоимся в могиле.






Пора оставить спор метафизический,


Философов безумную мечту,


Что есть, то есть – вот вывод мой логический,


И больше спорить мне невмоготу. 


В свою очередь философы-идеалисты тоже делятся на две группы: объективные и субъективные. Объективные идеалисты за первоначало всего существующего принимают независимый от сознания человека (а значит, объективно-реальный) мировой дух, мировой разум, первичный по отношению к природе, материи. Этот мировой разум в их представлении первичен и по отношению к сознанию человека. Субъективные идеалисты первичным считают сознание субъекта, человека, мир же, в их понимании, есть порождение человеческого сознания, есть комплекс ощущений субъекта. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, утверждающий, что существуют только «Я» и мои ощущения.


Субъективно-идеалистическую точку зрения в поэтической форме выразил и подверг отрицанию с позиций оптимистического реализма советский поэт С. Я. Маршак:


Исчезнет мир в тот самый час,


Когда исчезну я,


Как он угас для ваших глаз,


Ушедшие друзья.


Не станет солнца и луны,


Поблекнут все цветы.


Не будет даже тишины, 


Не станет темноты.


Нет, будет мир существовать,


И пусть меня в нем нет, но я успел весь мир обнять, 


Все миллионы лет.


Я думал, чувствовал, я жил


И все, что мог, постиг


И этим право заслужил


На свой бессмертный миг. 


Впрочем, субъективно-идеалистическая позиция выражалась в художественной литературе и как жизнеутверждение, как аргумент против убийства. Василий Назанский, один из героев повести А.И. Куприна «Поединок», отговаривая поручика Ромашова от дуэли, говорит: «И вот два человека, из-за того, что один ударил другого, или поцеловал его жену, или просто, проходя мимо него и крутя усы, невежливо посмотрел на него, - эти два человека стреляют друг в друга, убивают друг друга. Ах, нет, их раны, их страдания, их смерть – все это к черту! Да разве он себя убивает – жалкий движущийся комочек, который называется человеком? Он убивает солнце, жаркое, милое солнце, светлое небо, природу – всю многообразную красоту жизни, убивает величайшее наслаждение и гордость – человеческую мысль! Он убивает то, что уж никогда, никогда не возвратится» (Куприн А.И. Избр. соч. – М., 1947. – С. 239).


К этому следует добавить, что исторически ни материализм, ни идеализм не выступают в чистом виде. В связи с этим выдающийся русский философ А. Ф. Лосев пишет: «Исторически… они предстают перед нами в неимоверной путанице, так что в истории существует бесконечно разнообразная дозировка этих двух предельных и полярных противоположностей мысли… Досократовская античная натурфилософия вполне может считаться материализмом, поскольку она выдвигает на первый план соотношение материальных стихий. И тогда Платон, несомненно, будет идеалистом, поскольку основную роль в бытии он приписывает надмировым идеям. Аристотель тоже идеалист, поскольку свой надмировой Ум он прямо считает перводвигателем. Однако в сравнении с Платоном он является защитником уже материалистического подхода к действительности, поскольку платоновские идеи он помещает не над миром, но в самих же вещах. Тем не менее и Платон и Аристотель материалистичнее в сравнении с неоплатонизмом, в котором ведущие мыслительные и надмыслительные принципы выражены гораздо ярче, систематичнее, а главное, человечески интимнее» Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978. – С. 138–139).


Кроме материализма и идеализма в ответе на первую сторону основного вопроса философии выделился так называемый дуализм, признающий дух и природу, идеальное и материальное равноправными началами и утверждающий, что ни материя, ни сознание не первичны и не вторичны, что они существуют параллельно, независимо друг от друга.


Вторая сторона основного вопроса философии, по Ф. Энгельсу, также может быть сформулирована в виде вопроса. Коротко он звучит так: познаваем ли мир? Или более развернуто: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, верно ли, правильно ли отражается мир в мышлении человека?


Если наши мысли о мире соответствуют самому этому миру, то человек в состоянии познавать действительность, если же нет, то познание невозможно.


Абсолютное большинство философов, как материалистов, так и идеалистов, признают познаваемость мира. Показательны в этом отношении восторженные слова выдающегося немецкого философа, объективного идеалиста Гегеля: «Дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских знаний. Человек должен уважать самого себя и признавать себя достойным наивысочайшего. Какого бы высокого мнения мы ни были о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими» (Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1. – С. 83).


Философы, отрицающие познаваемость мира, получили название агностиков, а философская система, отрицающая познаваемость мира, соответственно носит название агностицизм. Исторически первой формой агностицизма был скептицизм, который исповедовали некоторые философы античности. Скептицизм означает сомнение в возможности познания объективного мира. 


Зададимся вопросом, справедливо ли считать основной вопрос философии в его энгельсовской интерпретации действительно основным? Некоторые мыслители склонны это отрицать. К примеру, философы-экзистенциалисты основным вопросом философии называют вопрос о человеке, его существовании. “…Проблема человека, – писал Н. А. Бердяев, – есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке” (Бердяев Н.А. О назначении человека. – Париж, 1931. – С. 50). А французский представитель этого философского течения А. Камю даже называет основной философской проблемой вопрос о самоубийстве: “Есть лишь одна действительно философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или двенадцатью категориями – приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить” (Цит. по: Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия ХХ века. – М., 1970. – С. 277).


Действительно, проблема человека весьма важна для философии, ее даже можно назвать центральной. Однако значимость основного вопроса философии состоит в том, что он определяет те мировоззренческие и методологические подходы, с позиций которых можно отвечать на все остальные философские проблемы. Так, проблему человека можно решать с материалистических позиций, а можно – с идеалистических. Между прочим, экзистенциализм решает проблему человека именно с идеалистических позиций.


Итак, мы убедились, что вопрос о соотношении материального и идеального, объективного и субъективного действительно является основным гносеологическим вопросом философии.


Другое дело, включает ли этот вопрос только две стороны или сторон много больше? Хочу высказать предположение, что он не ограничивается двумя сторонами, указанными Ф. Энгельсом. 


Назовем эти стороны: 


Памятуя о том, что основной вопрос философии выявляет субъектно-объектные связи, его первую сторону можно сформулировать так: что первично, субъект или объект. Напомним, что в качестве субъекта может выступать человек, наделенный сознанием, или некий мировой разум.


Вторая сторона прозвучит так: может ли субъект познать объект?


Как разделились философы в ответе на первые две стороны, мы уже знаем. 


Третью сторону можно было бы выразить вопросом: если объект познаваем, то на какой основе: разума или чувств? Философы, абсолютизирующие роль разума в познании, образовали направление, называемое рационализмом, философы напротив, склонные преувеличивать роль чувственного познания, образовали направление, называемое сенсуализмом.


Четвертую сторону основного вопроса философии можно представить следующим образом: может ли субъект активно воздействовать на объект, преобразуя его? В ответе на этот вопрос философы разделились на фаталистов и волюнтаристов. Первые полагали, что все поведение человека обусловлено, причем фатально, то ли Богом, то ли законами природы, что человек не более чем игрушка в руках судьбы, что внешние, независимые от человека обстоятельства определяют его жизнь и поступки. Вторые абсолютизировали свободу воли человека, утверждали возможность действовать по своему произволу, не сообразуясь с внешними обстоятельствами. 


Пятая сторона основного вопроса философии могла бы быть выражена, на мой взгляд, следующим образом: может ли субъект в процессе познания объекта достичь абсолютного, исчерпывающего знания или оно всегда условно, относительно, изменчиво. Утверждающие, что исчерпывающее знание, добытое раз и на все времена возможно, являются представителями догматизма в философии. Их противники, говорящие, что любое знание только относительно, образовали лагерь релятивистов.


Наконец, можно сформулировать вопрос, каков статус субъекта, цель ли он исторического процесса или только средство достижения каких-то объективных исторических целей? Сторонники идеи о том, что человека можно рассматривать исключительно как цель, а не средство, выступают с позиций гуманизма. Их противники, говорящие, что человеком можно пожертвовать ради каких-то иных, якобы более высоких общественных, государственных, религиозных целей, хотят они того или нет, но становятся на позиции антигуманизма.


Как видим, ответы на составляющие основной вопрос философии подвопросы позволяют определить мировоззренческую позицию, примкнуть к тому или иному философскому направлению или какой-либо философской школе.




Основные понятия 








Предмет философии, структура философии, мировоззрение, субъектно-объектные отношения, функции философии, основной вопрос философии, материализм, объективний идеализм, субъективний идеализм, монизм, дуализм, скептицизм, агностицизм. 






Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...