Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Огюст Конт и Герберт Спенсер. Позитивизм XIX века



Сциентическое направление философиии XX века

В центре внимания позитивизма находится проблема взаимоотношения философии и науки. Современный позитивизм объявляет себя философией науки. Все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь в виде результатов специальных наук или синтеза этих результатов, а философия как самостоятельная наука, исследующая особую сферу реальности, не имеет права на существование.

 Выделяют три этапа развития философии позитивизма

Первый этап, позитивизм ХIХ в., связан с именами французского философа Огюста Конта (1798-1857) и английского – Герберта Спенсера (1820-1903). Во время, когда жили и творили эти мыслители, претензия философии на роль «науки наук» исчерпала себя. «Наука сама себе философия», - заявили первые позитивисты. Наука должна описывать факты, но не объяснять их. Поиск причин Конт называл недоступным и бессмысленным, в духе агностицизма он утверждал, что переход от факта, от явления к сущности невозможен. В «Курсе позитивной философии» О. Конт настаивает на том, что ни наука, ни философия не могут раскрыть причин явлений, наука познает не сущности, а феномены, она должна отвечать на вопрос «как», а не на вопрос «почему». Вслед за Сен-Симоном (несколько лет он был его личным секретарем) Конт развивает идею трех стадий интеллектуальной эволюции человека и человечества: 1) теологическая (богословская, всё объясняющая действием сверхъестественных сил); 2) метафизическая (сверхъестественное заменяется поиском сущностей и причин); 3) позитивная, или научная (возникает наука об обществе, обеспечивающая его рациональную организацию).

Г. Спенсер в работе «Основные начала» выдвигает механическую теорию эволюции: все процессы от физических до социальных подчинены законам интеграции и дезинтеграции, единство которых ведет к равновесию. Основной закон социального развития – закон выживания наиболее приспособленных обществ. Спенсер объявил дифференциацию (термин заимствован им из биологии) универсальным законом эволюции материального мира от простого к сложному. В социуме этот закон проявляется в виде разделения труда.

Второй этап развития позитивизма связан с махизмом и эмпириокритицизмом (от греч. ἐμπειρία – опыт и κριτική – искусство разбирать, судить). Эрнст Мах (1838-1916), австрийский философствующий естествоиспытатель, предложил теорию элементов мира, под которыми понимал ощущения, и принцип так называемой экономии мышления. Основу знания, с его точки зрения, составляют не ощущения, а описания фактов, описания, состоящие в фиксации функциональных и логических связей между элементами мира (ощущениями). Рихард Авенариус (1843- 1896), швейцарский философ, выдвинул теорию принципиальной координации, по которой сознание и материя состоят в неразрывной связи между собой, не могут существовать друг без друга. Авенариус ставил перед собой цель превратить философию в строгую науку, подобную естествознанию.

Третий этап получил названия неопозитивизм или аналитическая философия. Видными представителями неопозитивизма являются Л. ВитгенштейнМ. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат,   Б. Рассел.
Для неопозитивизма характерно: а) отрицание философии как науки о наиболее общих законах развития; б) утверждение, что мировоззренческие проблемы как псевдопроблемы должны быть удалены из сферы научного знания; в) сведение философии к формальной логике, призыв исследовать формально-логические стороны языка. Причем вопрос об истинности того или иного языкового построения не ставится, утверждается, что никогда не удастся выйти за рамки языка; г) действительное содержание признается только за теми словами и предложениями, которые поддаются верификации, могут быть проверены непосредственными ощущениями субъекта. Доказательству этого последнего тезиса посвящена работа С. Чейза «Тирания слов».

М. Шлик (1882–1936 ) австрийский философ и физик, ведущий представитель логического позитивизма, основатель «Венского кружка», утверждал, что законы природы – формальные правила, определяемые синтаксисом языка. Р. Карнап (1892–1970) немецко-американский философ поставил и исследовал актуальную проблему роли логико-матема­тических методов и искусственных языков науки в процессе познания и при решении философских вопросов. Речь шла, прежде всего, об эвристических возможностях математической логики.

Результаты решения этих проблем оказались противоречивыми, так как исследовались в “одном пакете” с третьей проблемой – доказательством невозможности “метафизики”, т. е. философии как законной и рациональной области знания. Новой в подходе логических позитивистов к оценке “метафизики”, по сравнению с их предшественниками, явилась классификация философских высказываний как бессмысленных, лишенных познавательного значения. Они сохранили за философией единственную функцию – логический анализ языка и понятий науки.

Утверждения науки они представили как высказывания ученых, относящиеся к двум видам – теоретическому и эмпирическому, а целостную структуру науки – как получающую свое рациональное объяснение благодаря двум принципам: 1) сведения, редукции теоретического знания к эмпирическому; и 2) чувственной, эмпирической проверки, верификации (от лат. verus – истинный и facio – делаю) высказываний. Истинными последние можно считать, только если они поддаются верификации, т. е. подтверждению в опыте.

Однако принципы логического позитивизма оказались нереализуемыми, а сведение теоретического знания к эмпирическому – невыполнимым в связи с тем, что законы науки невозможно представить как логически сводимые к эмпирическим высказываниям в силу их качественного отличия от последних. Принцип же чувственной верификации как всеобщий теоретический принцип по той же причине сам оказался не поддающимся верификации. Однако логические позитивисты настаивали на своих оценках науки и “метафизики”, видоизменяя свои принципы. Научные теории стали рассматриваться как условные теоретические конструкции, принимаемые по соглашению (конвенции) и затем лишь эмпирически интерпретируемые как удобное описание чувственных переживаний человека.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...