Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Философия жизни Фридриха Ницше

Философия жизни Фридриха Ницше. Неклассическая немецкая философия XIX века



Шопенгауэра можно назвать предшественником и духовным наставником Ницше.
Фридрих Ницше (1844-1900) родился в местечке Рёккен (восточная Германия) в семье протестантского священника. Был профессором классической филологии Базельского университета.


Назову наиболее известные его творения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра».

Шопенгауэра можно назвать предшественником и духовным наставником Ницше, хотя лично они не были знакомы. Ницше еще был слишком молод, когда умер Шопенгауэр, но рост популярности последнего пришелся именно на годы становления одного из самых противоречивых и загадочных мыслителей, каким был Ф. Ницше. Ницше корректирует Шопенгауэра, заявляя, что основой, по крайней мере, человеческого бытия является не слепая воля к жизни, а вполне осознанная воля к власти. Собственно, это не слишком противоречило идеям Шопенгауэра, поскольку он сам утверждал, что одним из проявлений человеческой воли к жизни может быть стремление к самоутверждению. А самоутвердиться проще всего, подавляя окружающих, подчиняя их своей воле, т. е. властвуя над ними.

Понятие «власть» трактуется Ницше предельно широко, сфера его применения даже выносится за пределы социума, «воление» в одинаковой степени присуще и человеку, и животному, и растению. Философ задается вопросом: «Почему деревья дикого леса борются друг с другом?» И отвечает: «Из-за стремления к власти». Сама жизнь – это не что иное, как воля к аккумуляции силы, к достижению превосходства.

Итак, с точки зрения Ницше, все живое подчинено воле к власти, стремлению к могуществу, лидерству, доминированию. Воля к власти – это и страсть, и инстинкт самосохранения в условиях борьбы за выживание, и движущая сила общественного развития. Прогнившей морали буржуазного общества философ противопоставляет культ сверхчеловека. Сверхчеловек в его понимании – это цель и смысл земли. Хочу подчеркнуть: несмотря на то, что нацисты воспользовались идеей Ницше о сверхчеловеке, его идеал был далек от их представлений. Сверхчеловек Ф. Ницше – это не ариец, не обладатель нордического характера и не супермен с атлетической фигурой. И уж, конечно, не фанатик, слепо верящий обожествленному фюреру. 

Сверхчеловек – это не аристократ по роду и племени, но это аристократ духа, возвысившийся над суетной толпой, презревший общепринятую мораль, отвергший религию рабов. 
Ницше, я думаю, вторично сошел бы с ума (вследствие тяжкой болезни последние годы жизни он провел в безумии), если бы мог знать, как был использован идеологами фашизма.

Ницше с беспощадной критикой обрушивается на христианство, которое есть религия слабых, религия рабов. Христианство стремится уровнять изначально неравных людей, навязать им психологию униженных и оскорбленных, оно призывает к непротивлению и смирению. Но жизнь есть борьба, в которой выживает сильнейший. Это закон жизни и закон всей природы. Христианство же тщится возвести в ранг высшей доблести идею покорности, рабского всепрощения. Тем самым христианская религия отрицает жизнь, которая заквашена не на смирении, а на борьбе. В этой борьбе побеждают немногие лучшие, что и обеспечивает развитие. А христианство дает преимущество безликой массе, толпе рабов, чем сдерживает общественное развитие.

На тех же основаниях Ницше выступает против демократии, утверждающей культ слабых, господство посредственностей и бездарностей, превращающей людей в безликую толпу. Сам же Ницше отстаивает якобы естественный закон природы, утверждающий право сильного на порабощение и даже уничтожение слабого. В своей «Генеалогии морали» он пишет: «Требовать от силы, чтобы она не проявляла себя силою, чтобы она не была желанием одолеть, сбросить, желанием господства, жаждою врагов, сопротивлений и торжества, это столь же бессмысленно, как требовать от слабости, чтобы она проявилась в виде силы» (Ницше Ф. Избр. произв. В 2-х кн.– М., 1990. – Кн. 2. – С. 31).

На мой взгляд, даже признавая, что борьба за существование, в которой выживает сильнейший, - это закон природы, неправильно переносить его на общественную жизнь. Как раз преодоление, снятие такого рода законов должны отличать человеческое общество от природного мира. Тем и отлична цивилизация от дикости и варварства, что для нее не только не естественен, но противоестественен, например, каннибализм. Но такое снятие не должно приводить к искусственному подавлению сильного ради слабого. Помощь слабому не должна наносить урон сильному, во всяком случае, урон значительный, такой, который сильного превращает в слабого.

Ницше констатирует глубокий кризис религии, морали, культуры вообще. Гибнет все благородное, все творческое и все естественно-природное, торжествует немощное и пошлое. В двух словах знаменитого афоризма немецкий философ заключает символ этой гибели: «Бог умер». Бог задохнулся в хитросплетениях богословия, нравственность сгинула в ханжеской морали.

Мне думается, что всегда будут безуспешны попытки тех исследователей Ницше, которые стремятся систематизировать его наследие, вывести генеральную линию его философии, а затем дать ей целостную и исчерпывающую оценку. Ницше не поддается систематизации, в его творчестве фактически нет систематичности и цельности, а следовательно, нет и завершенности, свойственной всякой системе. Философия Ф. Ницше необыкновенно мобильна, открыта для всего нового. Практически нет такого направления в общественной мысли, которое не могло бы более или менее согласоваться с ницшеанством.

Для изложения такой бессистемной, незамкнутой философии Ницше выбирает соответствующую, очень удачную форму – язык афоризмов, иносказаний, пророчеств и мифов. И сам философ становится подобно своему герою легендарному Заратустре этаким провидцем, который не ошибается, но за темными словами которого надо искать их истинный смысл. Пророчества эти необыкновенно емки, многолики, и всякая эпоха, всякий исследователь находит в них свое особое содержание.

Ф. Ницше вольно обращается с истиной, во всяком случае, он не ставит целью своей философии ее достижение. Это доказывается той же противоречивостью идей философа: у него множество моментов, одни из которых прямо противоположны другим, и Ницше не пытается снять, разрешить противоречия в пользу истины. Вот только один пример. «Падающего подтолкни» - известное изречение философа. И другое: «Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость». (Цит. по: Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. М. – 1999. – С. 452).

Для Ницше свойственно художественное восприятие мира. Это заметно не только и не столько в языке и форме его произведений, сколько в самом их духе. В моем понимании художественное восприятие действительности – это обязательно обостренное, если хотите, болезненное восприятие. Для Ницше именно такое восприятие в высшей степени характерно. Не случаен в этой связи повышенный интерес немецкого мыслителя к проблемам художественного творчества, к эстетике.

Наследие Ф. Ницше не просто факт истории, оно жизненно, актуально и нет сомнений в том, что Ницше ознаменовал собой в философии начало целой эпохи, ознаменовал своеобразный, противоречивый, талантливый и болезненный излом современной философии. Ницше обычно называют первым в ряду представителей так называемой философии жизни. За ним следуют В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, придавшие ей академический характер.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...