Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Философия Артура Шопенгауэра

Иррационалистическая философия Артура Шопенгауэра. Неклассическая немецкая философия XIX века



Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля к жизни.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) родился в семье крупного коммерсанта в городе Данциге (в настоящее время польский город Гданьск). После самоубийства отца молодой человек отказался от уготовленной ему карьеры коммерсанта и банкира, поступил в Гёттингенский университет, где и пробудился его интерес к философии. Продолжил обучение Шопенгауэр уже в Берлинском университете, где слушал лекции Фихте и Шлейермахера, потом недолго там же преподавал, но лекции его успехом не пользовались. Получив солидное наследство, Шопенгауэр мог не обременять себя какой-либо профессиональной деятельностью, направленной на обретение средств к существованию, мог не только не требовать гонорары за публикацию своих трудов, но и печатать их за свой счет. Владея несколькими языками, в том числе древними, Шопенгауэр умел четко, ясно и, в то же время, художественно, образно формулировать свои мысли. Однако его книги не продавались и практически никому не были известны. Интерес общества к его трудам возник незадолго до смерти, в связи с чем философ говорил о себе словами Петрарки: «Закат моей жизни стал зарей моей славы». 

В своем главном труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр излагает субъективно-идеалистическое видение мира, в духе Беркли утверждает, что окружающий человека мир «существует лишь как наше (и всех животных) представление, и помимо этого представления мира нет» (Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. М., Т. 4, 1900-1910. – С. 608). По словам Шопенгауэра, материя сама по себе ничто, а основная ошибка материализма заключается в том, что он приписывает ей существование, независимое от воспринимающего субъекта. Истинная же философия должна исходить не из объекта и не из субъекта, а из представления. А. Шопенгауэр, в отличие от классиков немецкой философии, не берется за исследование онтологических проблем. Заявляя, что объективной истины нет и быть не может, он, по существу, становится на позиции агностицизма и даже Канта, единственно признаваемого им среди немецких философов, критикует с позиций еще большего агностицизма. 

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля к жизни. Воля – абсолютное начало, основа всего сущего. Мир как вещь в себе основан на воле к жизни, которая есть корень бытия. Воля иррациональна, попытки человека обосновать волю к жизни, найти в ней смысл несостоятельны. Воля – это слепо, стихийно и бесцельно действующее начало, начало метафизическое, единственно обладающее объективностью, что возвышает ее над сознанием. Мышление по отношению к воле выполняет служебную функцию, способствует ее реализации. Критикуя И. Канта исключительно с идеалистических позиций, кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как Мировую волю, имеющую различные степени объективации. Каждой из этих объективаций (воплощений) свойственно стремление к абсолютному господству, отчего и происходит «война всех против всех». Высшая ступень в ряду объективаций Мировой воли – это человек. Человеческая воля – это особенное состояние индивида, несводимое ни к сознанию, ни к деятельности. Волю к жизни воплощают инстинкт самосохранения, погоня за наслаждениями, она выражается в стремлении к самоутверждению. Самоутверждаясь, человек рассматривает других людей либо как средство, либо как препятствие. Воля к жизни порождает в человеке неистребимый эгоизм. «Я и эгоизм, - заявляет Шопенгауэр, разумеется, имея в виду не самого себя, а человека вообще, - это одно: если исчезнет последний, то, собственно, нет уже больше первого» (там же, с. 466). Справедливости ради отмечу, что, по мнению Шопенгауэра, человеческий эгоизм может частично преодолеваться моралью и искусством. 

Человек руководствуется и направляется волей к жизни, но он способен понять тщетность ее стремлений, человек сознает, что воля к жизни – это истинное проклятие для него. Воля к жизни есть источник страданий, только отрицание воли к жизни ведет к избавлению от страданий. Того, кто отверг волю к жизни, преодолел ее «ничто уже не может заботить, ничто не может волновать, ибо он обозрел все те тысячи нитей хотения, которые связывают нас с миром и в виде алчности, страха, зависти и гнева влекут нас, постоянно заставляя страдать» (там же, с. 157). Нетрудно заметить в этих рассуждениях немецкого мыслителя прямую связь с философией буддизма. 

Однако даже отрицание воли к жизни не ведет к блаженству нирваны, ибо «нельзя указать другой цели нашего бытия, кроме уразумения, что лучше бы нас совсем не было. Это – самая важная из всех истин» (Цит. по: Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М., 1975. – С. 121). Итак, неотвратимость страдания и иллюзорность счастья коренятся в самой воле к жизни. И даже самоубийство не является выходом для страдающего человека, так как не разрывает круга мировой бессмыслицы. Более того, считает философ, самоубийца хочет жизни и недоволен только условиями, при которых она ему дана, самоубийца именно потому перестает жить, что не способен перестать хотеть, к самоубийству его толкает все та же воля к жизни. 

Философия Шопенгауэра – это декларация крайнего пессимизма. Оптимизм, по его словам, горькая насмешка над невыразимыми страданиями человечества. Глядя на все мерзости и подлости нашего мира, совершенно справедливо было бы утверждать, что не Бог, а дьявол создал его. 

Особенно большое внимание Шопенгауэр уделяет проблемам этики. Интересны в этой связи его «Афоризмы для усвоения житейской мудрости». В них и современный читатель может найти оригинальные ответы на волнующие его вопросы. Вот, например. Почему вследствие, казалось бы, демократических выборов у руля государства оказываются заведомые проходимцы с одной извилиной в голове? Ответ Шопенгауэра следующий: «Интеллигентные речи и остроумные мысли на месте в интеллигентном обществе; в обыкновенном же они прямо ненавистны. Чтобы в нем нравиться, положительно необходимо быть плоским и недалеким» (Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы: Соч. – М., 1998. – С.563). 

Государство выполняет функцию сдерживания людского эгоизма. Оно направлено не против эгоизма как такового, а против крайних, негативных его проявлений. От природы не существует никакого права, в природе господствует сила. Только государство может противостоять «законам» джунглей и как-то нивелировать принцип: «человек человеку волк». Поэтому к идее отмирания государства Шопенгауэр относится крайне отрицательно, как отрицательно относится он и к так называемым демократическим свободам. В одном из писем он даже восклицает: «Избави нас Бог от всякой свободы». Им отрицается и свобода печати, которая будто бы представляет собой разрешение продавать яд для ума и души. Идеи демократии, с его точки зрения, совершенно несостоятельны, так как абсурдно доверять власть народу, который, хотя и самодержавен, но это несовершеннолетний самодержец, и потому не может пользоваться своими правами и должен находиться под постоянной опекой. Наиболее естественной и предпочтительной формой правления, по мнению Шопенгауэра, является монархия, причем не конституционная, а абсолютная; республиканская же система несвойственна природе человека. 

Творчество Шопенгауэра высоко оценивалось Л. Толстым, хотя он разделял далеко не все идеи немецкого философа. А вот М. Горький подверг его едкой критике в сатирической аллегории «Мудрая редька». Сюжет аллегории таков. Среди обычных овощей на огороде выросла некая философствующая редька. Ей надоело сидеть на одном месте, и она выдернула свой хвостик из земли, и покатилась в поле, гордая своей решимостью. Редька катилась и мудрствовала. Набравшись впечатлений, редька решила возвратиться на огород и приняться за сочинение «Мир как ошибка и нелепость». Но по дороге она была раздавлена телегой. «Так погибла эта мудрая редька!» - восклицает автор.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...