Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Теория открытого общества Карла Поппера. Философия XX века


Сциентическое направление философии XX века

Критический рационализм Карла Поппера (1902–1994), британского философа и социолога, – это развитие идей, пропагандируемых им еще в 30-е годы. К основным работам Поппера  относятся следующие монографии: «Логика исследования», «Нищета историзма», «Открытое общество и его враги».

 В противовес позитивистскому принципу верифицируемости он предложил принцип фальсифицируемости, по которому критерий научности теории состоит не в возможности нахождения фактов ее подтверждающих, а в наличии примеров, ее опровергающих. Теория, могущая объяснить все, не есть научная теория. Любая религия может все объяснить постфактум, ссылаясь на волю творца, но ничего не может прогнозировать, так как пути господни неисповедимы. Не отвечает такому критерию научности и марксистская теория, которая, по мнению Поппера, мало чем отличается от религии.

Эти нововведения не вывели К. Поппера за пределы неопозитивизма, несмотря на их рациональное зерно – учет действительной роли гипотез в науке и возможность их опровержений. Но ключевой в критическом рационализме была идея “несоизме­римости” различных исторических этапов познания. Она, а также идея Т. Куна, американского историка и философа, одного из лидеров западной философии, о рациональной несопоставимости принципов построения исторически различных типов знания легли в основу обсуждения проблем соотношения старого и нового знаний в ходе научных революций. Но решение эти философы дали одностороннее – релятивистское. Они вырыли пропасть между различными этапами научных революций. А это привело их на позиции одностороннего плюрализма – к признанию одинаковых возможностей различных философских учений в оценке науки.

Поппер еще до скандально известной речи Черчилля в Фултоне провозгласил стратегию «холодной войны». Марксизм, с его торчки зрения, – это закрытая (догматическая, спекулятивная) философия, неспособная к совершенствованию и развитию, а социализм и коммунизм – закрытое (антидемократическое) общество. Открытое общество в его понимании – это фактически синоним капитализма.

Человечество может вернуться к животному состоянию, но если мы хотим оставаться людьми, то у нас есть единственный путь – путь в отрытое общество, - утверждал английский философ. Открытое общество есть то, чего мы достигаем, выходя из закрытого общества. Закрытое общество – это первобытное общество, живущее в заколдованном кругу неизменных табу, законов и обычаев, которые считаются столь же неизбежными, как восход солнца или смена времен года. Революция перехода от закрытого общества к обществу открытому, по мнению Поппера, впервые была осуществлена в Древней Греции (афинская демократия). Но людям непросто дается жизнь в условиях личной ответственности, необходимости принимать на себя груз решений за собственную судьбу и судьбу своего государства, поэтому всегда имеется тяга к прошлому, к возврату в состояние, когда все предопределено и все решается за тебя кем-то другим. Так появляются тоталитарные (закрытые) общества и режимы, например, фашистский или советский.

Свобода мысли, возможность, выражать свое мнение, одобрять или не одобрять политику государства, вера в то, что люди могут менять общественную жизнь к лучшему, согласно своим идеалам, а не по мифическим фатальным законам исторического материализма – все это признаки открытого общества. В нем страх перед чуждым личности общественным порядком уступает место активному вмешательству в общественную жизнь, сознательному преследованию личных и групповых интересов. На первом месте в таком обществе стоит личность, человек. 

К. Поппер выдвигает свою теорию достижения идеалов открытого общества – это социальная инженерия, или теория малых дел, отрицающая революционные скачки. С моей точки зрения, она выглядит интересно, но не может быть принята как единственный путь построения общества «разума, свободы и братства всех людей», необходимость которого провозглашает Поппер. Основной минус теории открытого общества – это идеализация капиталистических общественных отношений. Поппер не замечает или, скорее, не хочет замечать, что в основе этих отношений лежит эксплуатация.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...