Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Философия Зигмунда Фрейда. Неофрейдизм. Философия XX века



Сциентическое направление философии XX века

Австрийский психиатр и философ Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился  в местечке Фрайберг (Моравия) в семье мелкого торговца. Медицинское образование получил в Венском университете. Окончательный профессиональный выбор был сделан Фрейдом, когда он проходил стажировку в Париже у знаменитого психиатра Жана Шарко. Спасаясь от нацистов, в 1938 году, будучи в то время профессором Венского университета, эмигрировал в Лондон.
З. Фрейд известен, прежде всего, как основатель психоанализа – теоретического и практического направления в психологии. Фрейд создает учение о психических структурах личности, в основе которых лежит конфликт между сознательными и бессознательными влечениями. Вся психическая деятельность человека включает три составляющих: Я, Оно и сверх-Я. Я – это то, что осознается, что может быть выражено соответствующими словесными представлениями, Оно – это сфера бессознательного. Я олицетворяет разум, рассудительность, Оно воплощает в себе страсти, инстинкты. Последнее доминирует над первым, являет собой сущность индивидуума; психоанализ, утверждает Фрейд, не может считать сознательное сущностью человеческой психики, «сознание представляет собой  п о в е р х н о с т н ы й  с л о й  душевного аппарата» (Фрейд З. Я и Оно. М., 1998. – С. 846). Оно и Я разделяется некой прослойкой – сверх-Я, которая включает в себя все то, что усвоено человеком посредством социализации, воспитывается родителями, учителями, обществом, коротко говоря, - это усвоенные индивидом нормы морали, религии, культуры вообще. Сверх-Я не позволяет импульсам подсознания свободно проникать в сферу сознания, сверх-Я осуществляет как бы фильтрацию и коррекцию этих импульсов. Поэтому укрепление сверх-Я является, по Фрейду, драгоценным психологическим достоянием культуры.
Одним из центральных понятий психоанализа является так называемая сублимация, т. е. трансформация влечений, прежде всего сексуальных, в формы социальной практики и культурного творчества. Так в очерке «Леонардо да Винчи» Фрейд объясняет страсть величайшего художника и изобретателя к познанию сублимированием его либидо. Либидо в переводе с латинского означает влечение, желание, страсть. У Фрейда – это, прежде всего, бессознательное влечение сексуального характера.
Важным понятием фрейдизма является и так называемый Эдипов комплекс. В трагедии Софокла «Царь Эдип» главный герой невольно становится убийцей своего отца и кровосмесителем (женится на собственной матери). Когда открывается тайна его рождения, в отчаянье Эдип ослепляет себя. Отсюда Фрейд заимствует название, определяющее неосознанную сексуальную привязанность ребенка к родителю противоположного пола и отношение к родителю одного с ним пола, как к сопернику. У мальчика, например, идентификация с отцом будто бы принимает «враждебную окраску и превращается в желание устранить отца и заменить его собой у матери» (Там же, с. 856).
Однако психоанализ не ограничивается только сферой психиатрии. В своих произведениях З. Фрейд превращает его в универсальный философский метод, могущий объяснить все стороны социальной жизни: психологию масс («Психология масс и анализ человеческого Я»), мифологию («Тотем и табу»), религию («Будущность одной иллюзии»).
У Фрейда можно найти интересные рассуждения о власти и народных массах. К последним, в отличие от Маркса, он относится безо всякого пиетета. «Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует… Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны. Она, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть… Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина. Будучи в основе своей вполне консервативной, у нее глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией… И наконец, массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» (Там же, с. 779).
На мой взгляд, это вполне справедливый анализ психологии масс. Основываясь на нем, нетрудно разобраться в современных событиях, объяснить, как горстка горлопанов совершает государственный переворот, выдавая его за всенародную революцию, как с помощью СМИ политиканы навязывают народу бредовые идеи и обольщают его несбыточными обещаниями и фантазиями. Возможен и прогноз будущих событий: такие псевдореволюции чаще всего заканчиваются глубоким разочарованием массы в своих собственных иллюзиях; и тогда вчерашние поборники свободы, демократии, независимости и европейских ценностей начинают мечтать о «сильной руке», которая возьмет их за шиворот и, наконец, наведет порядок. И не худший вариант, если такая рука находится, в противном случае – хаос и анархия. 
Неофрейдизм выделился в 30-е годы и получил распространение главным образом в США. Он порывает с идеей доминирования бессознательного, стремится превратить фрейдизм в сугубо социологическое и культурологическое учение. Понятие бессознательное либо вовсе отрицается, либо истолковывается как связующее звено между социальными и психическими структурами. Неофрейдизм переносит центр тяжести с психических процессов на межличностные отношения. Отвергаются идеи либидо и сублимации.
Среди неофрейдистов можно назвать австрийского психолога, создателя так называемой индивидуальной психологии Альфреда Адлера (1870-1937). В своей работе «О неполноценности органов» он утверждает, что в основе человеческой деятельности лежит стремление к личному превосходству, которое реализуется через компенсацию изначального чувства неполноценности.

Другой известный неофрейдист Карл Юнг (1875-1961), основатель аналитической психологии, в своем главном труде «Метаморфозы и символы либидо» развивает идею коллективного бессознательного, которое присуще психике человека помимо индивидуального бессознательного и представляет собой зафиксированный в структурах мозга опыт прошлых поколений.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...