Социально-историческое направление в философии XX века
Выступая сначала с позиций ортодоксального фрейдизма, Фромм
со временем подверг ревизии многие идеи своего учителя. Проблемы человека Фромм
рассматривает именно как философ, а не как психоаналитик, несмотря на то, что
получил соответствующее образование и даже занимался частной психоаналитической
практикой. В своих книгах «Бегство от свободы», «Здоровое общество»,
«Современный человек и его будущее», «Революция надежды», «Искусство любви» и
многих других он ставит и стремится разрешить вопросы о природе и сущности
человека, о смысле его бытия, о причинах и характере болезни современного
общества, об идеале человеческого будущего.
Буржуазное общество оценивается им как больное, разрушающее и
деформирующее истинную природу человека. В этом обществе человек, подобно
чемодану, должен быть в моде на рынке личностей, его успех зависит от умения
продать себя. «Человек, - пишет Фромм, - более не заинтересован ни в собственной
жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить
способности продаваться» (Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998. – С. 89).
Если Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней
капиталистического общества, то Фромм склоняется к методам так сказать
«терапевтическим»: методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе
вечных нравственных ценностей, хранимых в глубинах человеческой души.
Э. Фромм выступил со своеобразной интерпретацией марксизма,
суть которой состояла в попытке дополнить Маркса Фрейдом. Ратуя за «социалистический
гуманизм», Фромм, вместе с тем, утверждает, что последний в его понимании не
имеет ничего общего с практикой советского «социалистического» строительства.
Главная задача человека, по мнению
Фромма, состоит в том, чтобы дать жизнь самому себе. Самый важный плод его
усилий – его собственная личность, ее самостоятельность и
самосовершенствование. Человек может и должен противопоставить собственные
разум и волю как внешнему авторитету власти, так и авторитету так называемого
общественного мнения.
Фромм убедительно показал, что тоталитаризм, подавление независимой
мысли и свободы воли, - есть результат не только узурпации и террора со стороны
властей, но и неспособности людей ценить и любить свободу и разум, что делает
их молчаливыми соучастниками злодеяний, а то и прямыми их пособниками.