Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Эрих Фромм - представитель неофрейдистского направления фракфуртской школы

Социально-историческое направление в философии XX века

Эрих Фромм (1900-1980) являлся представителем неофрейдистского крыла Франкфуртской школы.
Выступая сначала с позиций ортодоксального фрейдизма, Фромм со временем подверг ревизии многие идеи своего учителя. Проблемы человека Фромм рассматривает именно как философ, а не как психоаналитик, несмотря на то, что получил соответствующее образование и даже занимался частной психоаналитической практикой. В своих книгах «Бегство от свободы», «Здоровое общество», «Современный человек и его будущее», «Революция надежды», «Искусство любви» и многих других он ставит и стремится разрешить вопросы о природе и сущности человека, о смысле его бытия, о причинах и характере болезни современного общества, об идеале человеческого будущего.
Буржуазное общество оценивается им как больное, разрушающее и деформирующее истинную природу человека. В этом обществе человек, подобно чемодану, должен быть в моде на рынке личностей, его успех зависит от умения продать себя. «Человек, - пишет Фромм, - более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способности продаваться» (Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998. – С. 89). Если Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней капиталистического общества, то Фромм склоняется к методам так сказать «терапевтическим»: методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе вечных нравственных ценностей, хранимых в глубинах человеческой души.
Э. Фромм выступил со своеобразной интерпретацией марксизма, суть которой состояла в попытке дополнить Маркса Фрейдом. Ратуя за «социалистический гуманизм», Фромм, вместе с тем, утверждает, что последний в его понимании не имеет ничего общего с практикой советского «социалистического» строительства.
Главная задача человека, по мнению Фромма, состоит в том, чтобы дать жизнь самому себе. Самый важный плод его усилий – его собственная личность, ее самостоятельность и самосовершенствование. Человек может и должен противопоставить собственные разум и волю как внешнему авторитету власти, так и авторитету так называемого общественного мнения.
Фромм убедительно показал, что тоталитаризм, подавление независимой мысли и свободы воли, - есть результат не только узурпации и террора со стороны властей, но и неспособности людей ценить и любить свободу и разум, что делает их молчаливыми соучастниками злодеяний, а то и прямыми их пособниками.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...