Социальная философия Макса Вебера
Большое влияние на развитие
социологической науки оказал
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий философ, социолог и историк.
Во всех исследованиях по социологии и политологии, религии и экономике Вебер руководствовался сравнительно-историческим методом анализа социальных процессов. В отличие от тех ученых, которые видели задачу социологии исключительно в эмпирическом описании социальных действий и фактов, Вебер говорил о необходимости понимающей социологии, которая призвана интерпретировать социальные факты, выявлять цель и смысл социальных действий.
Во всех исследованиях по социологии и политологии, религии и экономике Вебер руководствовался сравнительно-историческим методом анализа социальных процессов. В отличие от тех ученых, которые видели задачу социологии исключительно в эмпирическом описании социальных действий и фактов, Вебер говорил о необходимости понимающей социологии, которая призвана интерпретировать социальные факты, выявлять цель и смысл социальных действий.
В своих трудах он отстаивал мысль о
рациональности как определяющей черте западной культуры. Рациональность, с его
точки зрения, противостоит традиционной и харизматической организациям
общества. Вебера, прежде всего, интересует вопрос, почему западное общество
эволюционировало к особой форме рационализации и почему остальной мир не создал
подобной системы. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер
утверждает, что европейский капитализм обязан своим зарождением протестантской
религии, которая формировала такие черты личности, полезные для буржуазного
общества, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и честность.
Марксизму Вебер противопоставил
собственную концепцию многомерности классовых различий, которые определяются
далеко не только отношением к собственности и средствам производства. Не менее
важными для понимания разделения людей на социальные группы являются их
религиозные и идеологические убеждения, моральные принципы и мировоззренческие
установки.
Государство Вебер определял как институт,
имеющий монопольное легитимное право на применение насилия.
Споря с Марксом, Вебер утверждал, что
будущее общество будет не диктатурой пролетариата, а диктатурой бюрократии.
Думается, что попытка реализации марксистских идей на практике доказала скорее
правоту Вебера, нежели Маркса в этом вопросе.
Антропологическое направление философии XX века
Хосе Ортега-и-Гассет (1883 - 1955) –
известный испанский философ, публицист и общественный деятель, представитель
философии жизни и философской антропологии. Его философские взгляды
складывались под влиянием неокантианства.
Как и
Ницше, Ортега считал, что "Бог умер" и люди должны сами устраивать
свой мир. Философия же призвана вооружить историческим опытом, его мировоззренческим
осмыслением новые поколения людей.
Ортега один из главных представителей концепций "массового общества",
"массовой культуры". В своей работе «Восстание масс» он противопоставляет
духовную «элиту», творящую культуру, «массе» неспособной даже к адекватному
потреблению этой культуры,
довольствующейся ее примитивными образцами, «массовой культурой». Ортега
констатирует нарастающее деструктивное разобщение элиты и масс в современном
социуме. Общество, по его убеждению, находится в тяжелом кризисе, стоит перед
страшной опасностью саморазрушения. Кризис, обусловлен тем, что система
убеждений прошлых поколений теряет свою значимость для новых поколений.
В наше время, по мнению Ортеги-и-Гассета, в обществе
господствует "человек массы". Принадлежность к массе – чисто
психологический, а не социальный признак. "Человек массы" – это
средний, заурядный человек, он такой, как все, и вовсе этим не огорчен, скорее
даже склонен бравировать. Беда в том, что в современном обществе утверждается и
господствует именно этот тип. Реальности франкистской Испании, надо полагать,
давали немало поводов для таких заключений. До конца своих дней Ортега-и-Гассет был яростным противником
франкистского режима.