Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Концепция общества Эмиля Дюркгейма и Питирима Сорокина


Заслуживающие внимания концепции общественной жизни предложили Эмиль Дюркгейм и Питирим Сорокин. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) родился в городке Эпиналь (Франция) в семье раввина. В отличие от Маркса, так называемые язвы капитализма он не считал фатальными и стремился не к его революционной ломке, а к совершенствованию на основе развития солидарности и социальной справедливости. Как отмечает английский социолог Дж. Поджи, главное различие между двумя мыслителями состоит в том, что Маркс хотел революционного изменения, а Дюркгейм стабильности, порядка и социального мира. На сегодняшний день практика показывает, что на путях развития по Дюркгейму западное общество добилось больших успехов, чем наше, последовавшее за Марксом. 

Эмиль Дюркгейм развивает идею так называемого социологизма, по которому социальная реальность несводима к индивидуальному бытию и индивидуальному сознанию. Совокупность верований и чувств, присущих членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь. Ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Оно не имеет субстратом единственного органа, оно по определению рассеяно во всем обществе, но тем не менее оно имеет специфические черты, делающие из него отдельную реальность. 

Предмет социологии составляют социальные факты, имеющие индивидуальный характер и действующие по отношению к индивиду как принудительная сила. Методом исследования социальных фактов, согласно Дюркгейму, является структурно-функциональный анализ, который должен рассматривать социальные факты как вещи. В докторской диссертации «О разделении общественного труда» Дюркгейм развивает концепцию социального развития на основе разделения труда как главного социального феномена. Общественное развитие он трактует как процесс перехода от общества с механической солидарностью к обществу с органической солидарностью. Детерминантой этого процесса является разделение труда. Механическая солидарность, присущая архаическим обществам, основана на полном растворении индивидуального сознания в коллективном сознании. Органическая солидарность, которая характерна цивилизованным обществам, основана на разделении труда и функциональной взаимозависимости людей.

В работе элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм утверждает, что реальным объектом религиозных культов является общество, а главной функцией религии называет стимулирование общественного прогресса. Впрочем, религию он трактует весьма широко, отождествляя ее с идеологией. Это идеалистическое истолкование общественного прогресса, исторический материализм Маркса Дюркгейм не приемлет и интерпретирует его в духе «экономического материализма».

Идеалом философа является не принудительное, а свободное разделение труда, в котором исключается передача собственности по наследству, а разделение труда основывается на возможностях и способностях индивида. Наш идеал, заявляет Дюркгейм, ввести как можно больше справедливости в наши общественные отношения, чтобы обеспечить свободное развитие всех социально полезных сил.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), выдающийся русско-американский социолог родился в селе Туръя Вологодской губернии в семье учителя. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Являлся одним из лидеров партии эсеров, секретарем А. Керенского. В 1922 г. был выдворен Лениным из Советской России. С тех пор жил и работал, в США, явился одним из родоначальников американской социологии, автором теории социальной стратификации и социальной мобильности. 

В центре социологии культуры П. Сорокина находится проблема социальной целостности. Социальная действительность – это сложная иерархия социальных и культурных систем и подсистем. Социология изучает эти системы. Причиной и условием целостности и системности общества является наличие объективной сферы ценностей, значений. Общественные отношения людей строятся на основе этого мира ценностей.

Думается, с этим можно согласиться, если не задаваться вопросом, чем обусловлено изменение ценностных систем. Например, развал Советского Союза, в общем-то, справедливо объяснять разрушением коммунистической идеологии, государственный переворот на Украине 2014 года (пресловутая «революция достоинства») можно истолковывать как торжество идей так называемой евроинтеграции. Но эти объяснения не отвечают на вопрос, почему в СССР девальвировалась коммунистическая идеология, а сознанием массы украинцев вдруг завладели мечты о присоединении к Европейскому союзу. Не думаю, что научно объяснить эти перемены можно, не выходя за пределы якобы объективной сферы ценностей. 

Можно назвать следующие важнейшие труды Сорокина: «Система социологии», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика».

П.Сорокин выделяет три основных типа культуры (мировосприятий): 1) чувственный – в нем преобладает чувственное восприятие, главенствуют материальные ценности; 2) идеациональный – преобладает рациональное мышление и вера в трансцендентное, сверхчувственное; 3) идеалистический – господствует интуиция и признается равное значение чувственного и сверхчувственного. Преобладающий в данную эпоху тип определяет как экономику, так и духовные феномены общества (религию, науку, искусство и пр.). Тип культуры, господствующий в ХХ в., Сорокин считает чувственным. Этот тип культуры переживает глубокий кризис, выход из которого философ видит в утверждении религии, «творческого альтруизма».


На новую социальную философию претендует и так называемый Римский клуб. Это международная общественная организация, основанная в 1968 г. по инициативе известного итальянского ученого, промышленника и общественного деятеля А. Печчеи (1908-1984). Цель клуба он формулировал как анализ особенностей развития общества в условиях научно-технической революции. Клуб заказывает темы исследований, финансирует их, обеспечивает публикацию результатов и их обсуждение в разных аудиториях во многих странах. В частности, были осуществлены такие проекты, как «Цели человечества», «Мировая динамика», «Маршруты, ведущие в будущее», «Пересмотр международного порядка», «За пределами века расточительства», «Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет» и многие другие. Целью всех исследований является критический анализ состояния современного социума и глобальное моделирование и прогнозирование, поиск эффективных вариантов разрешения актуальных общественных проблем. 

Сам Печчеи в своей книге «Человеческие качества» делает вывод о том, что при условии сохранения тенденций современного экономического, технического, общественно-политического и культурного развития уже в ХХI в. человечество ожидает глобальная катастрофа. Чтобы ее избежать, общество не должно продолжать потребительскую экспансию и нещадную эксплуатацию природы, не должно оно и ринуться в очередную социальную революцию, а должно заняться изменением качеств самого человека.


В 2000 г. в России впервые прошла конференция Римского клуба на тему «Устойчивое будущее России?!»

На новую социальную философию претендует и так называемый Римский клуб. Это международная общественная организация, основанная в 1968 г. по инициативе известного итальянского ученого, промышленника и общественного деятеля А. Печчеи (1908-1984). Цель клуба он формулировал как анализ особенностей развития общества в условиях научно-технической революции. Клуб заказывает темы исследований, финансирует их, обеспечивает публикацию результатов и их обсуждение в разных аудиториях во многих странах. В частности, были осуществлены такие проекты, как «Цели человечества», «Мировая динамика», «Маршруты, ведущие в будущее», «Пересмотр международного порядка», «За пределами века расточительства», «Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет» и многие другие. Целью всех исследований является критический анализ состояния современного социума и глобальное моделирование и прогнозирование, поиск эффективных вариантов разрешения актуальных общественных проблем. 

Сам Печчеи в своей книге «Человеческие качества» делает вывод о том, что при условии сохранения тенденций современного экономического, технического, общественно-политического и культурного развития уже в ХХI в. человечество ожидает глобальная катастрофа. Чтобы ее избежать, общество не должно продолжать потребительскую экспансию и нещадную эксплуатацию природы, не должно оно и ринуться в очередную социальную революцию, а должно заняться изменением качеств самого человека.

В 2000 г. в России впервые прошла конференция Римского клуба на тему «Устойчивое будущее России?!»

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...