Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Экзистенциализм. Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Философия XX века




Антропологическое направление философии XX века

Философская доктрина французских экзистенциалистов Ж.-П. Сартра и А. Камю в целом совпадает со взглядами их немецких коллег. Жан-Поль Сартр (1905–1980) – французский философ, писатель, один из главных представителей французской феноменологии, основатель французского «атеистического» экзистенциализма. Для политических взглядов Сартра характерно сложное смешение позиций гуманизма, демократизма и левого экстремизма. В то же время ему свойственно стремление применить диалектику к системе экзистенциализма. Но диалектика используется им односторонне, только как отрицание, т. е. как негативная диалектика. Притом носителем ее может быть только сознание изолированного, трагически одинокого человека. А свобода человека рассматривается им в духе полезного индетерминизма, она – “дыра в бытии”, ибо человек таков, каким он свободно себя делает (выбирает). Сартр подчеркивает роль “личного выбора” каждого человека. Но аргументы для этого выбора он замкнул в области индивидуального сознания. Это приводит его на позиции этического релятивизма, поскольку источник всех ценностей он видит только в отдельной личности.

Главная философская работа Ж.-П.Сартра носит название «Бытие и ничто». Важное место в творчестве Сартра занимают его романы: «Тошнота», «Стена»; пьесы: «Мухи», «Дьявол и господь бог», «Мертвые без погребения». Эти произведение имеют большое значение в понимании философских воззрений Сартра.

В полном соответствии с идеей философа об абсурдности и враждебности мира по отношению к человеку герой романа «Тошнота» заявляет: «Слово Абсурдность рождается под моим пером… Я понял, что нашел ключ к Существованию, к моей Тошноте, к моей собственной жизни. Действительно, то, что я мог затем постичь, сводится к этой фундаментальной абсурдности» (Цит. по: Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия ХХ века. – М., 1970. – С. 247). Концепция Сартра об абсолютной свободе человека, которая порождает его абсолютную ответственность, утверждение, что человек «осужден на свободу», что «даже клещи палача не мешают нам быть свободными» находит свое художественное воплощение в драме «Мертвые без погребения», в которой плененные партизаны оказываются сильнее пыток и не выдают своих товарищей.

Альбер Камю (1913–1960) – французский философ и литератор, лауреат Нобелевской премии по литературе. В духе Ф. Достоевского А. Камю полагает, что красота спасает мир.

Основное философское произведение Камю – «Миф о Сизифе». История Сизифа, осужденного богами толкать в гору камень, который всегда скатывается вниз, как только достигает вершины, - это символ абсурдности человеческого существования. Но человек должен противостоять абсурду окружающего мира, он велик и свободен в своей безнадежной борьбе, «сама борьба за вершины достаточна для того, чтобы заполнить сердце человека. Надо представить Сизифа счастливым» (там же, с. 281). Абсурд – центральная категория философии А. Камю. Осознание бессмысленности бытия превращает человеческое сознание в «несчастное сознание». Но тот, кто осознал абсурдность мира, понял, что все кругом есть театр абсурда, тот якобы обретает свободу.

Как бы вступая в заочный спор с Ф. Энгельсом, Камю предлагает свою трактовку основного вопроса философии: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно... Прежде всего нужно дать ответ» (Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 24).

Герои романов Камю «Чужак» и «Чума» – Мерсо и Риё – воплощают два различных способа «свободного» существования в абсурдном мире. Мерсо – молодой французский чиновник в Алжире, в отличие от коллег он ко всему равнодушен, не делает карьеры, не ищет любви и друзей. У Мерсо умирает мать, единственно близкий ему человек, но и это не нарушает его постоянной апатии. «Сегодня умерла моя мать. А может быть вчера? Я не знаю», - этими словами начинается роман «Чужак».

Находясь в тяжелом, полуобморочном состоянии, Мерсо совершает невольное убийство, а осужденный на смертную казнь, равнодушно встречает приговор, без негодования, даже без неприязни к судьям, которые в духе абсурдного мира представили в общем-то незлобивого человека исчадием ада.

Итак, в этом романе абсурду мира противопоставляется равнодушие, обеспечивающее видимость независимости и свободы. В романе «Чума» абсурду противостоит личное мужество и моральный стоицизм главного героя, врача Риё, который, не веря в силы медицины, все же всеми возможными способами борется с эпидемией чумы, охватившей город Оран. Чума отступает, но Риё не приписывает этот успех ни себе, ни науке, он не верит в окончательную победу, у него складывается впечатление, что болезнь просто «истощилась сама собой или, может быть, отступила, достигнув с в о и х ц е л е й».

Мир в силу своей абсурдности непознаваем и чужд человеку, люди в нем не понимают не только других людей, но и самих себя, они одиноки и разобщены, между ними царит бессмысленная жестокость – вот общий вывод философии А. Камю.

Не только сами философы экзистенциалисты, во всяком случае, многие из них, отдавали дань художественному творчеству, но их идеи породили целые направления в искусстве. Это можно сказать, к примеру, о сюрреализме и драматургии абсурда, во всяком случае, связь этих направлений с экзистенциализмом несомненна.

Итак, по мнению экзистенциалистов, в природном мире и в человеческом обществе царит хаос, поэтому человек воспринимает окружающий мир как абсурд. Но если мир есть хаос, он не поддается рациональному познанию. Если его невозможно понять – он чужд человеку. В таком мире человек испытывает одиночество и страх. От такого мира каждый индивид стремится максимально отгородиться, изолироваться. На мой взгляд, прямо или косвенно экзистенциализм подталкивает человека замкнуться в «башне из слоновой кости», не участвовать в общественной жизни, не стремиться к преобразованию действительности. Хотя на практике те же Ж.–П. Сартр и А. Камю были участниками французского Сопротивления, а их убеждение, что человек ответственен за всё, что у него всегда есть выбор между добром и злом, являлось действенным ответом всем тем, кто оправдывал свое бездействие или даже предательство некими непреодолимыми объективными обстоятельствами.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...