Мои блоги

/* 15.07.22 Стройматериалы Киев Стройматериалы Ремонт квартир Стройматериалы Днепр Мусор Грузоперевозки Типография torusstroy Песок Щебень Мебель Мебель
Отдых Здоровье Юрист адвокат Издательство Visit us 73

Лев Сиднев

Лекции по фолософии для аспирантов © Лев Николаевич Сиднев

Философия Древней Индии

Основные понятия и школы древнеиндийской философии 



Зарождение философской мысли в Древней Индии началось по крайней мере за тысячу лет до нашей эры, когда в долине Ганга существовали небольшие рабовладельческие государства, во главе каждого из которых стоял раджа, а население делилось на касты, так называемые варны: жрецов (брахманы), воинской аристократии (кшатрии), простолюдинов (вайшьи) и людей низшей касты, лишенных собственности и каких-либо прав (шудры).

Философские учения и школы Древней Индии развивались в рамках двух основных направлений: ортодоксального (признающего авторитет Вед) и неортодоксального (не признающего этого авторитета). Большинство школ были именно ортодоксальные, таковы веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя и санкхья. К неортодоксальным можно отнести буддизм, джайнизм и школу локоятиков-чарваков.

Древнейшим памятником индийской мудрости являются так называемые Веды, к чтению и изучению которых допускались только мужчины и то из первых трех варн. Слово “веды” в переводе с санскрита означает “знания”. Стоит отметить, что именно отсюда происходит русское слово “ведать”. Считается, что Веды были созданы в конце 2-го – начале 1-го тыс. до н. э. Веды делятся на четыре части или группы. Древнейшая из них – Самхиты. В свою очередь Самхиты состоят из четырех сборников. Первый из них называется “Ригведой”. Она представляет собой собрание религиозных гимнов, молитв и заклинаний. Следующей частью Вед являются Брахманы. Слово ”брахман” означает ”благочестие, благоговение”. Брахман в мировоззренческом смысле означает безличный мировой дух, первичную реальность. В Брахманах уже появляются более-менее оформленные философские идеи, хотя большую их часть составляют предания, мифы и ритуальные тексты. На них опиралась религия брахманизма, господствующая до утверждения буддизма. Среди философских идей, которые содержатся в Брахманах, можно выделить следующие: это идея общей универсальной энергии, энергии дыхания – праны и идея о сотворении мира из источника, который находится за его пределами.

Третья часть Вед называется Араньяки. Эта часть содержит правила поведения для отшельников. В ней впервые формируется понятие Атман. Атман (человеческая душа) подобен Брахману, но лишь потенциально, потому что душа тесно связана с телом, которое обременено животными страстями. Душа вечна, бессмертна, но подчиняется закону возмездия –кармы, т. е. зависит от своих прошлых деяний и не может избавиться от вечного потока перевоплощений. В следующей жизни душа получает такую оболочку, которую заслужила в предыдущей. Она может воплотиться в человека низшей варны или даже не в человека, а в зверя или растение. Поэтому человек должен сознавать, что земная жизнь – это тлен и суета и стремиться в ней следует не к ублажению своей телесной оболочки, а к следованию закону (дхарме) своей варны. Добросовестное исполнение своей дхармы вознаграждается последующим рождением в более высокой варне. Освобождение от земной суеты есть высший смысл человеческой жизни, постичь который можно путем длительного самосозерцания и постижения откровения, содержащегося в Ведах. Тогда Атман станет тождественным Брахману, тогда произойдет их слияние, и череда перевоплощений прекратится.

Последняя часть Вед – “Упанишады”. Буквальное значение слова упанишада – сидеть около, т. е. сидеть у ног учителя, получая наставления от него. Это собственно философская часть Вед. В “Упанишадах” получила воплощение идея единства микрокосма и макрокосма, идея единства Атмана и Брахмана, человеческой души с душой мира.

В “Упанишадах” нашли место и материалистические идеи, о том, например, что основой мира может быть одно из первоначал: вода, воздух, земля, огонь, пространство или время. Можно найти в них и представления о смертности человеческой души: “Душа является всего лишь совокупностью сознания. Возникнув из этих элементов (воды, земли, огня, воздуха. Ред.), она (душа) в них же и возвращается. Когда человек умирает, то не остается никакого сознания” (Цит. по: История философии в 4 т. – М., 1957. – Т. 1. – С. 48).

Традиции “Упанишад” с ІV–ІІІ вв. до н. э. продолжает “Бхага­вадгита” (Бхагавата – одно из имен бога Кришны). В ней излагаются три пути освобождения от кармы: путь знания – для мудрецов; путь действия – для активных, волевых людей (но действие должно быть незаинтересованным: действие ради самого действия, без устремленности к конечному результату); путь религиозной любви – для всех остальных.

 Школы ортодоксального направления

“Упанишады” оказали огромное влияние на развитие индийской философской и религиозной мысли. Долгое время сохранялась традиция разделять все учения на ортодоксальные – астику и неортодоксальные –настику.

В астике, признающей авторитет Вед, сформировались шесть так называемых даршан, т. е. философских учений или школ. Слово даршана означает видение, исследование.

Одна из даршан – йога – не столько теоретическая, сколько практическая дисциплина. В йоге с помощью сосредоточения мысли, контроля над дыханием, фиксированных положений тела – асан достигается преодоление собственного “Я”, избавление от страдания. В переводе с санскрита йога означает соединение, согласование, средство, управление.

Существовало несколько видов йоги. Освобождению посредством познания иллюзорности мира учила джняна-йога. Раджа-йога, или “царственная йога” разрабатывала технику самоуглубления. Бхакти-йога утверждала идею благоговейной любви к Атману, духовной сущности человека. Карма-йога развивала учение о должном действии.

Теоретически йога основывается на другой даршане – санкхье. В ней утверждается, что первоматерия, являющаяся основой мира, приводится в движение и переводится из непроявленного состояния в проявленное независимым от нее чистым сознанием – Пурушей.

Даршана – ньяя развивала идеи гносеологии и логики. Вайшешика сосредотачивала свое внимание на проблемах онтологии, т. е. являлась учением о бытии.

Еще одна даршана – миманса тоже разрабатывала теоретические вопросы познания, но в отличие от ньяя – основывалась на индукции, а не на дедукции.

Последняя даршана называлась – веданта, чем подчеркивалась особая связь с Ведами. Веданта, реформированная Рамануджей, легла в основу одной из крупнейших религий мира – индуизма.

 Школы неортодоксального направления

Кроме астики, как было сказано выше, существовала еще и настика, т. е. философские учения, которые не признавали Вед. Основателем одного из самых первых материалистических учений древности локаяты (или чарвака) обычно называют Брихаспати. Он учил, что мир материален, существует реально и может быть познан человеком, что никакой иной жизни кроме земной не существует, что жизнь произошла из неживой материи, что со смертью тела умирает и человеческая душа. Вместе с тем Брихаспати выступал против проповедников аскетизма и полагал, что человек вправе стремиться к достижению счастья. Критикуя буддистов, чарваки утверждали, что не следует отказываться от наслаждений жизни потому только, что они связаны со страданием, ведь не отказывается же благоразумный человек от неочищенного риса, из-за того, что он покрыт шелухой. Они заявляли, что ад – это страдание, а рай – наслаждение и не более того, а религиозные вымыслы навязываются людям теми, кто наживается на обмане.

Сторонники этого учения считали, что многообразие мира есть следствие комбинации четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Этим объясняют и название школы: “чар” – четыре, “вак” – слово.

Но Веды не признавались не только материалистическими, но и некоторыми идеалистическими учениями, в частности джайнизмом и буддизмом.

Джайнизм, основанный в VІ в. до н. э., отрицает творение мира каким-либо божественным началом. Мир вечен и состоит из двух видов материи: неживой (пудгала) и живой (джива). Материя состоит из мельчайших неделимых частиц. Однако, главное в этом учении – этическая теория. Цель философии джайнизма – освобождение души от ее подчинения телу, материи и страстям. Причиной последних является незнание жизни. Джайнизм исповедует святость, особый образ жизни, с помощью которого достигается освобождение. Необходимыми составляющими такого образа жизни являются: честность, правдивость, сдержанность в словах и поступках, ненанесение кому-либо вреда. Источником мудрости джайнисты считали, не бога, а святых, достигших совершенного знания.

Последователи джайнизма разделились на дигамбаров (“одетых воздухом”) и шветамбаров (“одетых в белое”). Они разошлись между собой в вопросе о том, следует ли монахам обходиться без одежды вообще, ходить нагими, или же нет. От мирян аскетизм не требовался, необходимо было лишь вести тот образ жизни, о котором говорилось выше.

Учение буддизма, возникшее в VI – V вв. до н. э., вышло за пределы Индии и стало одной из трех мировых религий. Оно было основано Буддой (563-483 до н. э.) Будда означает – “пробужденный”. Настоящее его имя – принц Сиддхартха Гаутама. Сиддхартха означает “совершенный во всем”. Он был сыном раджи небольшого, но богатого царства Капилавасту, жил сначала во дворце своего отца, а потом в трех специально построенных для него дворцах. Младенцу Гаутаме было предсказано, что он станет монахом, если увидит больного, старика и мертвеца. Мать царевича умерла вскоре после его рождения, и отец, видевший в сыне черты красавицы супруги, оберегал сына от малейших невзгод. О том, что происходит за пределами дворцов, о том, что в мире существуют нищета, болезни и смерть, принц не имел ни малейшего представления. Когда он узнал обо всем этом, потрясение было столь велико, что в возрасте 29 лет Сиддхартха отрекся от мира и стал отшельником. За время отшельничества он учился у двух браминов и овладел искусством самосозерцания и вхождения в транс. В джайнизме он заимствовал идею аскетизма и на протяжении нескольких лет пытался умерщвлять свое тело постом. И вот однажды он уселся под деревом, решив, что не двинется с места, пока не узнает правду о жизни. На четвертый день на него снизошло прозрение, он разгадал тайну страданий, понял, как избавиться от них. Обретенное им знание, он сформулировал в виде “четырех благородных истин”. 1. Жить значит страдать. 2. Причина страданий – желание. 3. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний. 4. Путь избавления от желаний – достижение нирваны.

Нирвана – это состояние высшего блаженства, безмятежности и покоя. Нирваны можно достичь, если следовать срединному восьмеричному пути спасения. Срединным он называется потому, что Будда отрицал крайности гедонизма и аскетизма. Этот восьмеричный путь состоит в правильном видении, правильной мысли, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном внимании и правильном сосредоточении.

Русский писатель Д.С. Мережковский в своей поэме Будда так описывает мироощущение приверженцев буддизма:

Наши радости мгновенны,
Как обманчивые сны,
Как в пучине брызги пены,
Как над морем блеск луны.

Все желания, как сети,
Как свечка для мотыльков:
Мы кидаемся, как дети,
За виденьем лживых снов.

Страсти, нега, наслажденье –
Никому и никогда
Не приносят утоленья,
Как соленая вода…

Буддизм избегает онтологической и гносеологической проблематики. Вопросы о происхождении мира, его вечности или конечности, о том едина ли душа с телом или отдельна от него, Будда считал бесполезными. Свое внимание основатель буддизма сосредоточил на освобождении от страданий, которыми полон наш мир.

Проблема направленности истории. Становление идей общественного прогресса

Представления о прогрессе в истории философии  Первые представления о развитии общества стали возни­кать тогда, когда человек научил...